АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, метод исследования сложных речевых реакций, детально разработанный в экспериментальной психологии Траушольдтом (Тгаи-scholdt, 1881 г.), Крепелином (Kraepelin), Ашаффенбургом (Aschaffenburg, 1898 г.) и Врешнером ("Wreshner, 1907 г.) и введенный как диагностический метод в клинику Юнгом (С. G. Jung, 1910 г.). Метод А. э. заключается в следующем: предлагая испытуемому какое-либо слово, просят его ответить первым словом, пришедшим ему в голову, измеряя при этом скорость его ответа. Опыт показал, что испытуемый никогда не отвечает «случайным» словом, но что его «слово-реакция» связано со «словом-раздражителем» определенными законами (законы ассоциации). Применяя А. э. в клинике, удалось показать, что 1) ассоциации («речевые реакции») при различных формах нервно-психических заболеваний часто бывают различны по формам (сложность связи ответного слова с «раздражителем») и по скорости протекания; так. обр., А. э. облегчает диагноз заболевания; 2) с помощью А. э. удавалось часто обнаруживать и скрытые в прошлом травмы, аффективные переживания и «комплексы» больного: в тех случаях, когда слово-раздражитель возбуждает аффективное воспоминание, реакции резко нарушаются по форме и тормозятся. Особенно важно применение А. э. к «психогенным» заболеваниям (истерия и др.). АССОЦИАЦИОНИЗМ, направление в психологии, господствовавшее в середине XIX в. и учившее, что психическая жизнь представляет собой сумму отдельных «элементов» (ощущений, представлений, переживаний), связанных (ассоциированных) между собой. Так, согласно А., процессы памяти, воображения, мышления и т. п.—не что иное, как результат сочетания отдельных представлений, согласно законам ассоциации по смежности и по сходству. Школа А. много способствовала развитию психологии, внося в нее естественно-научные методы и толкая на необходимое в известных пределах расчленение сложных психических процессов. В последнее время наблюдается своеобразное возрождение принципов А., но уже не в области субъективной психологии,а в области объективного изучения поведения животных и человека. Так, рефлексология в ее широком толковании и американская психология поведения («бихэвиоризм») стремятся объяснить все поведение, даже в самых сложных его формах, механической связью («ассоциации») простых условных рефлексов с условными рефлексами высшего порядка (супер-рефлексами). Школа А. встретила серьезную критику со стороны ряда психологов. Было указано, что психический «поток» отличается неразложимостью, имея целостный характер (James), и что, кроме простых ассоциированных ощущений и представлений, в психике имеются организующие начала, как, напр., апперцепция (Wundt), детерминирующие тенденции (Mach), акты (Stumper) и т. п. Эта критика обычно указывала на своеобразие и неделимость психических процессов и в то же время имела явно идеалистический характер, часто отказываясь от материалистического объяснения целостных психических явлений. В последнее время рядом ученых (Wer-theimer и другие) была разработана методика объективного исследования целостных психических процессов, какими являются даже простейшие психические функции, напр., восприятие. Этим объективно был сделан шаг по пути применения к вопросам психологии основ материалистической диалектики, рассматривающей дый, в том числе и психический, процесс в его качественном своеобразии. Марксистское направление в психологии отрицает учения А. как механистические и, относя законы ассоциации лишь к нек-рым областям психики, изучает также ряд других закономерностей психики, в конечном счете связанных с ассоциативными, но специфически отличающихся от этих последних (см. Психология, Диалектический метод). Лит.: Ивановский, Ассоциационизм, Казань, 1909; Нечаев, Ассоциация сходства, дисс, Петербург, 1905; Б э н А., Психология, IT. I, II, 1902., 1906.                ^                 А. Лурия.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ" в других словарях:

  • Ассоциативный эксперимент — Содержание 1 Определение 2 История вопроса 3 Процедура эксперимента …   Википедия

  • ассоциативный эксперимент — термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в начале ХХ в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Эксперимент, во время которого от испытуемого требуется назвать первое пришедшее в голову слово или выражение в ответ на предъявляемую лексическую единицу. См. также ассоциат …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Ассоциативный Эксперимент — проективный метод, предложенный одновременно К.Г. Юнгом , М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации …   Психологический словарь

  • Ассоциативный эксперимент — (лат. associare – присоединять) (Jung С., 1906). Проективная экспериментально психологическая методика, использованная К. Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Ассоциативный эксперимент — (лат. associatio соединение, experimentum проба, опыт) – метод изучения вербальных ответных реакций на слово стимул (разработанный одновременно М.Вертгеймером, Д.Кляйном и К.Юнгом 1906) для выявления бессознательных комплексов. Всякий раз, когда… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ассоциативный эксперимент в этнопсихологии — метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого …   Этнопсихологический словарь

  • АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Лингвистический ассоциативный эксперимент — Лингвистический ассоциативный эксперимент  один из методов психолингвистики. Берет своё начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые… …   Википедия

  • Юнга ассоциативный эксперимент — См. Ассоциативный эксперимент …   Толковый словарь психиатрических терминов

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»